Что такое квадроцикл и как им управлять?

Самый первый квадроцикл (Quadricycle –англ.), а именно транспортное средство на четырех колесах с мотором, было разработано в английской компании Enfield Cycle Company. Эта компания продает свою продукцию под брендом Royal Enfield с 1890 года. Royal Enfield до сих пор успешно работает на рынке и считается старейшей действующей мотоциклетной компанией в мире.

Прародитель современного квадрика обладал мощностью 2.75 лошадиных сил, ну и скорость выдавал соответствующую)).

Аксессуары для квадроциклов только у нас, по доступным ценам.

Эволюция первого квадроцикла привела к рождению первых автомобилей.

Но вездеходное транспортное средство для покорения болот, гор и грязи все-таки требовалось. Поэтому в 60-х годах прошлого столетия разработчики многочисленных компаний (более шестидесяти), в большинстве своем американских и японских, стали предлагать на рынке небольшие моторизованные амфибии. Это были внедорожные транспортные средства, конструкция которых позволяла им не только ездить по бездорожью, но и преодолевать водные преграды – такие как ручьи, небольшие реки, пруды и болота. Корпус таких аппаратов изготавливался обычно из твердого пластика, при этом они имели шесть колес (все ведущие) и шины низкого давления (3PSI или 0,21 бар). У этих машин не было никакой подвески, и руль они имели либо наподобие автомобильного, либо вообще рулили рычагами. которые могли передвигаться как по воде, так и по суше.

Итак, достоинства налицо – легкость в управлении, ездит по воде и по суше. Но недостатки тоже были . Амфибии были громоздкими и маломаневренными. Была и еще одна причина для поиска альтернатив.

Экономический кризис 70-х заставил производителей искать пути удешевления продукции.
Что же предложили изобретатели?

А просто сократили количество колес ровно вполовину. И если мотовездеход 6х6 стоил порядка $1500, то трехколесный «всепроходец» можно было купить всего за $600-800.

Когда на смену амфибиям пришли аппараты, которые сейчас называют мотовездеходами, ATV или квадроциклами, вышеописанные транспортные средства выделились в отдельный класс, который в английской транскрипции получил наименование AATV (amphibious all-terrain vehicles), а в отечественной часто называется миниамфибиями или просто амфибиями. Эти машины не такие быстрые, как другие ATV, зато они отлично ведут себя на небольших скоростях, вместительные и умеют плавать. Сейчас такие аппараты производят, например, американская MAX под одноименным брендом и канадская Ontario Drive&Gear Limited (ODG) под брендом Argo..

Самый первый мотовездеход сделала японская Honda в 1970 году. Тогда это был еще не квадроцикл, а трицикл – трехколесный аппарат получил модельное обозначение US90 (ATC90).

Это был небольшой аппаратик с 4-ступенчатой коробкой передач и двигателем в 90 кубиков, предназначавшийся прежде всего для американского рынка. При этом он ездил на шинах очень низкого давления (2,2PSI или 0,15 бар) и за счет очень малого удельного давления на поверхность мог даже плавать, если вес седока был не очень большим. Правда, уже спустя несколько лет шины на первой модели пришлось заменить – слишком уж легко они прокалывались. Колеса остались широкопрофильными, но стали более прочными, и, соответственно, тяжелыми, и ни о какой возможности плавать уже речи не шло.

Стоит отметить, что те самые первые «дутые» шины обеспечивали аппарату и мягкость хода, играя роль подвески, так что ни в какой механической подвеске первые трициклы не нуждались. Когда от шин низкого давления пришлось уйти, появилась и механическая подвеска.

Первые трехколесники использовались, в основном, в развлекательных целях. Джеймс Бонд лихо разъезжает на Honda ATC90 в фильме Бриллианты навсегда.

Только в 1982 году все та же Honda представила модель ATC200E Big Red, которая уже имела и подвеску, и багажники, и могла использоваться уже не только для развлечения, но и в сугубо практических целях. Так появилась первая утилитарная модель трицикла. Возможность проехать там, где любые другие транспортные средства застревали, сделала эти аппараты популярными среди охотников в США и Канаде, а также среди любителей погоняться в естественных природных условиях. Вскоре свои модели стали представлять и другие производители кроме Honda.

Правда, стоит отметить, что сделав свой первый трицикл, Honda так удачно его запатентовала, что стала монопольным владельцем прав как на конструкцию, так и на расположение двигателя. Поэтому копировать аппарат было крайне сложно – приходилось вносить изменения, которые делали его непохожим на хондовский оригинал, а это удавалось не всем и не всегда.

Первые трициклы долгое время отличались маломощностью – оно и понятно, зачем мощь аппаратам развлекательного характера. Но уже в 1981 году Honda представила свою топовую модель трехколесника — ATC250R – с полноценной подвеской, 248-кубовым 2-тактным мотором, пятискоростной трансмиссией с ручным переключением и передними дисковыми тормозами. В 1983 году появилась спортивная модель ATC200X уже с 4-тактным двигателем.

В 1980-х сразу несколько крупных японских производителей (Yamaha, Kawasaki), за исключением Suzuki, ринулись в ту же нишу, пытаясь потеснить Honda на рынке трициклов, но им не удалось продать особо много своих машин – Honda прочно заняла репутацию основного и почти что единственного производителя трехколесных моторизованных транспортных средств.

Компания Suzuki же пошла по другому пути. Она не стала пытаться повторить успех Honda, а сделала ставку на все то же самое, только на четырех колесах. Первый квадроцикл был представлен Suzuki в 1982 году, это была модель QuadRunner LT125. Он позиционировался как «развлекательная модель для начинающих».

Уже спустя три года появился первый настоящий конкурент трициклов – модель Suzuki LT250R QuadRacer. Он отличался достаточно сложной конструкцией подвески, разработанной специально для долгих вояжей, 2-тактным двигателем с жидкостным охлаждением, и поначалу 5-и, а потом 6-скоростной трансмиссией с полностью ручным переключением. Эта машина была разработана уже не для «игрушек», а для вождения опытными водителями.

Год спустя, в 1986, Honda ответила своим квадроциклом — FourTrax TRX250R. Свой аналог сделала и Kawasaki.

В 1987 Yamaha представила новую модель четырехколесника с высокими эксплуатационными характеристиками. Это был аппарат Banshee 350, который позаимствовал силовой агрегат (2-цилиндровый, 2-тактный, с жидкостным охлаждением) у дорожного мотоцикла RD350LC. Это дало дополнительную мощность, до тех пор квадроциклам неведомую, но в то же время увеличило вес аппарата и снизило его управляемость в грязи. Тем не менее аппараты Banshee оставались до самого последнего времени очень популярными, особенно среди любителей ездить по песку.

Вскоре после появления Banshee в 1987 Suzuki выкатила свою бомбу – модель LT500R QuadRacer. Двигатель стал еще мощнее, объем увеличился до 500 кубиков. Этот ATV заработал прозвище «Квадзилла» (по аналогии с Годзиллой) за свою мощь и скоростные характеристики. Во время тестов он показал максимальную скорость в 130км/ч и стал по тем временам самым быстрым квадроциклом на планете. Правда, уже в 1990 Suzuki прекратила выпуск этой модели, и «Квадзилла» стал настоящей легендой среди ценителей квадроциклов.

Одновременно стало набирать обороты и утилитарное направление развития квадроциклов. Производители убедились в том, что эти машинки можно использовать не только для развлечения, но и в сугубо практических целях.

В 1986 году Honda представила модель FourTrax TRX350 4×4, положив тем самым начало эре полноприводных квадриков (до того все они были заднеприводными). Вслед за Honda к той же теме обратились и другие производители, и с тех самых пор полноприводные модели квадриков остаются, пожалуй, самыми популярными на рынке. Ими пользуются охотники, фермеры, крупные землевладельцы , рабочие на стройплощадках, и т.д.

В конце 1980-х трициклы практически окончательно сдали позиции под натиском четырехколесников. Причем стоит отметить, что произошло это не столько из-за эксплуатационных характеристик, сколько из-за вопросов безопасности. Как известно, в США данному аспекту уделяется очень много внимания, а учитывая, что США были и остаются одним из ведущих рынков ATV, их мнение в данном вопросе фактически было решающим.

Поэтому в 1987 году в соответствии с соглашением, заключенным между ведущими производителями мототехники и Американской комиссией по безопасности потребительской продукции (U.S. Consumer Product Safety Commission), производство трехколесных моделей было полностью прекращено на американском рынке (и для оного), и почти полностью – на мировом. Было решено, что трехколесные модели, во-первых, обладают большей склонностью к опрокидыванию набок (из-за того, что их нужно было значительно более аккуратно заводить в поворот, нежели четырехколесные), во-вторых, значительно легче переворачиваются назад (из-за того, что вес задней части аппарата стабильно больше, чем передней). При этом трехколесные аппараты были очень популярны среди любителей погоняться, в первую очередь, из-за своего значительно меньшего по сравнению с квадроциклами веса. Действие соглашения закончилось в 1997 году, но, тем не менее, трициклов на рынке по-прежнему очень мало.

С момента появления мотовездеходов в 1970-х годах и вплоть до середины 1980-х объем продаж этой техники постоянно рос, и в первую очередь, в США. В 1986г. этот показатель достиг пика в 535 тыс. проданных квадроциклов, после чего в течение следующих пяти лет их популярность стала резко падать. В 1991 году в США было продано всего 147 тыс. квадроциклов. Однако после этого мотовездеходы вновь начали набирать популярность и к 2007г. объем годовых продаж ATV в США приблизился к 1 млн аппаратов.

Активный отдых нынче в моде! И это вполне понятно: мечта любого горожанина — «оторваться» как следует в выходные за городом. Вот и «Автопанорама» тоже решила активно отдохнуть, причем с пользой для дела – мы «отрывались», по полной программе, за рулем квадроциклов! Что такое квадроцикл? Формально это — «мотоцикл без бокового прицепа», именно так написано в техпаспорте. Соответственно, для управления квадроциклом нужна категория А. И, естественно, шлем – но это уже скорее требования безопасности.

Ну, а неформально квадроцикл, он же мотовездеход – это помесь мотоцикла и компактного внедорожника. Причем от первого квадроцикл взял больше, ведь кроме подвесок и четырехколесной схемы его ничто не роднит с автомобилями. Зато с мотоциклами очень много общего: и посадка, и принцип управления. А если говорить конкретно о квадроциклах, взятых нами для тест-драйва, то данные модели вездеходивков вообще созданы на базе обычных мотоциклов.

В общем, принцип понятен – все как на мотоцикле. Слева на руле рычаг сцепления, передачи переключаются ногой, также, как на мотоцикле – первая вниз, остальные, поочередно, вверх. Привод тормозов продублирован: их можно активировать рычагом на руле или педалью справа.

Так что «квадрик» можно назвать безопасным мотоциклом: ощущения практически те же, но при этом безопасность гораздо выше. Ведь колеса четыре, и поэтому нет необходимости постоянно удерживать равновесие. Наоборот, можно даже пошалить – тем более, что подвески квадроцикла рассчитаны на экстремальные нагрузки.

Пронестись на огромной скорости по ямам – это самое малое, что можно сделать. Можно прыгать с трамплина, брать препятствия с ходу, носиться по бездорожью – в общем, за рулем квадроцикла можно все. Кстати, полноразмерные модели квадроциклов «Тарпан» и «Рысь-2» — это те, что серо-синего и черного цвета, сделаны двухместными, так что можно взять с собой в экстремальную поездку и еще кого-нибудь из друзей. А на багажниках спереди и сзади можно разместить все для пикника, даже мангал и дрова.

В общем, если надумали «оттянуть» по полной программе – квадроцикл будет идеальным вариантом. Правда, у нас такой вид транспорта пока еще является экзотикой, но с появлением доступных российских квадроциклов ситуация может измениться. Так что вполне может быть, что активный отдых на квадроциклах станет хитом этого сезона!

Author: SitesReady

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *